ПАРАМЕТРЫ ПОЛОЖЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА
Параметры положения самолета. Для количественного описания положения и движения самолета в пространстве используют большое разнообразие систем координат: инерциальные, земные и подвижные. Выбор той или иной системы координат обычно обусловлен решаемой задачей.
Рассмотрим нормальную земную систему координат OcXgYgZg (рис. 1.2). Ее начало О0 лежит на поверхности земли и оси фиксированы по отношению к ней. Ось 00Yg направлена вверх по местной вертикали, т. е. по прямой, совпадающей с направлением силы тяжести. Оси O0Yg и OcZg лежат в местной горизонтальной плоскости, образуя правую прямоугольную декартову систему координат. Еіаправление осей 00Xg и OcZg выбирается в соответствии с задачей. Еіапример, ось 00Xg направляется по касательной к географическому меридиану 3, с юга на север, а ось 00Zg — по касательной к географической параллели 4 с запада на восток. Пара-
метрами положения начала нормальной земной системы координат 00 являются географические широта ф и долгота X, отсчитываемые от плоскости экватора 1 и гринвичского меридиана 2.
Поступательное движение самолета, как твердого тела, в пространстве есть движение его центра масс относительно Земли.
Для описания параметров положения самолета используют подвижные системы координат, начало которых О помещено в центре масс самолета, а направление осей выбифается в соответствии с задачей.
Рассмотрим нормальную систему координат OXgYgZg (см. рис. 1.2). Ее начало О лежит в центре масс самолета. Вертикальная ось OYg направлена по продолжению радиуса-вектора г, определяющего местную вертикаль. Основная плоскость OXgZg является местной горизонтальной плоскостью 5, которая проходит через точку О перпендикулярно оси OYg. Оси OXg
координат. Параметром положения начала нормальной системы координат О относительно нормальной земной системы координат является высота Н.
Таким образом, пространственное положение самолета в поступательном движении относительно Земли полностью описывается тремя параметрами: широтой ф, долготой X и высотой Н. При исследовании динамики движения самолета пользоваться параметрами ф и X не очень удобно. Поэтому их часто заменяют пройденным самолетом расстоянием L вдоль оси OXg и боковым отклонением z вдоль оси OZg.
Самолет совершает относительно земли, помимо поступательного, также вращательное движение, представляющее собой движение вокруг его
центра масс.
Рассмотрим связанную систему координат OXYZ (рис. 1.3). Ее начало О лежит в центре масс, а оси ориентированы относительно осей самолета. Продольная ось ОХ расположена в плоскости симметрии самолета и направлена от хвостовой части к носовой. Поперечная ось О2 перпендикулярна плоскости симметрии самолета и направлена по правому полукрылу. Нормальная ось ОУ расположена в плоскости симметрии самолета и направлена вверх. Связанная система жестко фиксирована по отношению к самолету. Ее положение относительно нормальной системы определяет параметры пространственного положе — Рис. 1.2. Нормальная земная и ния самолета во вращательном движе — нормальная системы координат: нии относительно Земли: эйлеровы углы
1 — плоскость экватора; 2- гринвичский рыСКаНИЯ V|/, тангажа о И Крена у меридиан; 3- географический меридиан; 1 д
4-географическая параллель; 5-местная і. ч).
горизонтальная плоскость ‘ Угол рыскания у — это угол между
осью ОХ8 нормальной системы координат и проекцией продольной оси ОХ на горизонтальную плоскость OXgZg нормальной системы координат. Угол рыскания положительный, если ось OXg совмещается с проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость поворотом вокруг оси OYg по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси.
‘ Угол тангажа и-это угол между продольной осью ОХ и горизонтальной плоскостью OXgZg нормальной
системы координат. Его следует считать положительным, если продольная ось находится выше горизонтальной плоскости OXgZg.
Угол крена у-это угол между поперечной осью 02 и осью OZg нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором угол рыскания равен нулю. Угол крена положителен, если смещенная ось OZg совмещается с поперечной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси.
Таким образом, пространственное положение самолета относительно Земли полностью описывается шестью параметрами: пройденным расстоянием L, боковым отклонением 2, высотой Н, углами рыскания у, тангажа о, и крена у.
Параметры движения самолета. Движение самолета можно рассматривать относительно Земли со скоростью v£n относительно воздушной среды со скоростью V.
Земная скорость vK-скорость начала О связанной системы координат относительно какой-либо из земных систем координат, например нормальной земной OoXgYgZg. Вектор земной скорости у ж складывается из трех составляющих относительно связанных осей: V1X, V„, V, “ земной скорости vK на горизонтальную плоскость системы координат называется путевой скоростью vn.
Скорость самолета — скорость начала связанной системы координат относительно среды, не возмущенной самолетом. Модуль скорости самолета V называется воздушной скоростью V. Для рассмотрения взаимодействия между самолетом и воздушной средой необходимо задать соответствующую систему координат.
Рассмотрим скоростную систему координат OXaYaZa (рис. 1.5). Ее начало О лежит в центре масс самолета^а основное направление определяется вектором скорости самолета V, вдоль которого направлена скоростная ось ОХа. Плоскость 2, содержащая воздушную скорость V, нормальна к плоскости симметрии самолета. Ось подъемной силы OY3 находится в плоскости симметрии самолета 1 и направлена вверх. Боковая ось OZ, направлена в сторону правого полукрыла. Положение скоростной системы координат относительно связанной системы координат определяет
параметры движения самолета относительно воздушной среды: угол атаки а и угол скольжения р.
Угол атаки а-угол между продольной осью ОХ и проекцией скорости самолета V на плоскость ОХУ связанной системы координат. Угол атаки считается положительным, если проекция скорости самолета на нормальную ось отрицательна.
Угол скольжения (3 — угол между направлением скорости самолета V и плоскостью ОХУ связанной системы координат. Угол скольжения считается положительным, если проекция скорости самолета на нормальную ось отрицательна.
Для полного описания параметров движения самолета относительно воздушной среды необходим еще один параметр, который определяется из взаимного расположения скоростной и нормальной систем координат (рис. 1.6).
Скоростной угол крена уа — уг ол между боковой осью OZa и осью OZg нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором эти оси находятся в одной плоскости. Скоростной угол крена положителен, если смещенная ось OZg совмещается с боковой осью по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси. ‘
Таким образом, движение самолета относительно воздушной среды полностью определяется тремя параметрами: углом атаки а, углом скольжения Р и скоростным углом крена уа. Для рассмотрения параметров поступательного движения самолета относительно Земли необходимо задать соответствующую систему координат.
|
|
|
|
|
./-местная горизонтальная плоскость; 2- плоскость симметрии самолета; 3— вертикальная плоскость, содержащая ось ОХ;плоскость, содер
жащая ось
Рис. 1.5. Взаимное расположение связанной и скоростной систем координат: ./-плоскость симметрии самолета; 2- плоскость, содержащая воздушную скорость и нормальная к плоскости симметрии самолета; 3-проекция плоскости симметрии самолета на плоскость, содержащую воздушную скорость
|
|
|
|
/- местная горизонтальная плоскость; 2- вертикальная плоскость, содержащая вектор земной скорости
Рассмотрим траєкторную систему координат OX^Y^Z* (рис. 1.7). Ее
начало О лежит в центре масс самолета, а основное направление определяется вектором земной скорости vK, вдоль которого направлена траєкторная ось ОХ*. Вертикальная плоскость 2, содержащая вектор земной скорости v*, перпендикулярна местной горизонтальной плоскости 7. Ось OY* лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось ОХ*, и направлена вверх от поверхности Земли. Ось OZ* образует правую систему координат. Положение траекторной системы координат по отношению к нормальной системе определяет параметры поступательного движения самолета относительно Земли: угол пути и угол наклона траектории 0.
Угол пути Т-угол между осью OXg нормальной системы координат и направлением путевой скорости Vn. Угол пути считается положительным, если ось OXg совмещается с направлением путевой скорости поворотом вокруг оси OYg по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси.
Угол наклона траектории 6 — угол между направлением земной скорости v* и горизонтальной плоскостью OXgZg нормальной системы координат. Угол наклона траектории положителен, если проекция земной скорости на ось OYg положительна.
Совместно с вектором земной скорости v** углы пути Ч* и наклона траектории Э определяют параметры поступательного движения самолета относительно Земли. Вращательное движение самолета относительно Земли определяется проекциями угловой скорости связанной системы координат со относительно нормальной системы: скоростью крена со*, скоростью рыскания юу и скоростью тангажа сог.
Скорость крена оох — составляющая угловой скорости самолета со по оси ОХ связанной системы координат.
Скорость рыскания <оу — составляющая угловой скорости самолета ю по оси OY связанной системы координат.
Скорость тангажа (йх— составляющая угловой скорости самолета ю по оси OZ связанной системы координат.
Скорости го,, юу, и2 считаются положительными при вращении самолета вокруг соответствующей оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси. Таким образом, вращательное движение самолета относительно Земли полностью определяется тремя параметрами: скоростями крена гах, рыскания юу и тангажа ю2.
Пространственное движение самолета относительно Земли и воздушной среды описывается девятью параметрами: а, р, уа, Va, Т, в, оах, соу, <иг. Совместно с шестью параметрами пространственного положения Н, L, г, и и у эти параметры составляют минимально необходимый набор для описания полного пространственного положения и движения самолета.